Войта-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)

Реабилитация детей с ДЦП

Войта-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)

Детский церебральный паралич является тяжёлой болезнью, которая в большинстве случаев возникает в период внутриутробного развития. Дети страдают от значительного ухудшения двигательной функции, из-за чего им сложно вести полноценный образ жизни.

Полностью избавиться от болезни и клинических симптомов невозможно. При этом при правильной терапии можно значительно улучшить состояние ребёнка и приспособить к жизни. Реабилитация детей с ДЦП обязательно потребуется, потому как малышей важно адаптировать к обществу.

Существует немало восстановительных методов, с помощью которых можно значительно улучшить состояние пациентов.

Причины

Родителей интересует, из-за чего у ребёнка может возникнуть детский церебральный паралич.

Важно понимать, что патология может появиться в период внутриутробного развития, во время родов и после появления на свет малыша. Существует немало факторов, которые способствуют возникновению болезни.

Можно выделить основные из них, чтобы люди могли примерно понимать, в каких ситуациях формируется болезнь.

Главные причины:

Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное происходит под влиянием многих негативных факторов. В частности кислородное голодание способствуют возникновению церебрального паралича.

Преимущественно гипоксия возникает из-за проблем при беременности, то есть, из-за позднего токсикоза, инфекционных болезней и нарушения плацентарного кровообращения.

Как итог, под влиянием негативных факторов детский мозг не может развиваться в полном объёме.

  • Родовые травмы. Они вызывают поражение головного мозга. Нередко их можно получить в случае затяжных или скоротечных родов, при пониженной родовой активности, из-за узкого таза и неправильного размещения плода. Даже длительный безводный период может спровоцировать развитие у ребёнка ДЦП.
  • Заражение плода вирусной инфекцией. В особенности негативно на головном мозге сказывается герпес и краснуха.
  • Острые болезни матери, которые наблюдаются в период беременности. К ним можно отнести пороки сердца, ожирение, сахарный диабет и анемию.
  • Интоксикацию плода. Отравление вне зависимости от тяжести крайне негативно сказывается на состоянии малыша.
  • Ошибки медицинского персонала в период родов. Чтобы предотвратить возникновение данного фактора, важно выбирать хорошую клинику.
  • Резус-конфликт крови матери и ребёнка. Из-за него у малыша возникает ядерная желтуха, при этом в качестве осложнения возникает детский церебральный паралич.
  • Недоношенность и крайне низкий вес у ребенка. Если у женщины наблюдаются преждевременные роды, тогда примерно в 50% случаев у малыша могут диагностировать детский церебральный паралич.

Женщина должна планировать беременность и хорошо к ней подготовиться, чтобы снизить вероятность возникновения болезни. Важно выполнять профилактические меры, которые позволят уберечь малыша от церебрального паралича.

Если же болезнь уже была диагностирована, тогда потребуется реабилитация детей с ДЦП. Существует немало различных методик, с помощью которых можно восстановить несовершеннолетнего, который столкнулся с заболеванием.

Фазы развития

При реабилитации детей с ДЦП можно выделить конкретные ступени развития. Среди них можно выделить три основных вида, каждый из которых имеет свои особенности.

Фазы:

  • Ранняя. Она диагностируется у детей в возрасте до 5 месяцев. Проявляется задержкой в развитии несовершеннолетнего, а также в сохранении рефлексов, как у новорожденных. При этом малыш не может играть одной из рук из-за того, что нарушается тонус мышц.
  • Начальная резидуальная. Определяется у детей, которым до 3 лет. Стоит отметить, что дети с ДЦП к двум годам могут не пробовать разговаривать, при этом становится заметна асимметрия в теле. У ребёнка наблюдается повышенная потливость, при этом он может часто давиться свое слюной и едой. Малыши с церебральным параличом не могут полноценно двигаться.
  • Поздняя резидуальная. Она определяется у детей, которым уже больше 3 лет. При этом наблюдается тугоподвижность, укороченность ноги на повреждённой стороне, проблемы с зубами, а также судороги. Значительно нарушается качество слуха, речи и зрения, могут присутствовать расстройства мочеиспускания и дефекации.

Естественно, чем раньше будет диагностировано заболевание, тем проще будет проходить физическая реабилитация детей с ДЦП. Обязательно будет подбираться конкретная программа, при которой будет проходить адаптация.

Важно, чтобы с детьми работали специалисты, так как в этом случае точно удастся добиться успеха.

Родителям ни в коем случае нельзя откладывать реабилитацию на потом, её нужно начинать сразу после обнаружения тяжёлой патологии.

Основные сведения о методиках

Когда требуется реабилитация при ДЦП, обязательно потребуется комплексный подход к делу. Если использовать только один способ восстановления, тогда особого результата не будет. По этой причине важно подобрать разные техники, которые позволят значительно быстрее достичь нужного результата.

Самое важное при реабилитации – это социальная адаптация больного. Также потребуется выполнить обучение больного, позаботиться об эмоциональном развитии и о приобретении навыков общения.

Обязательно нужна физическая адаптация, потому как ребёнок должен приспособиться к особенностям своего организма. Понадобится коррекция двигательных дефектов в зависимости от ситуации.

Обязательно нужно расширять индивидуальные качества пациента.

Стоит выделить ряд методик, которые позволяют улучшить состояние ребёнка при ДЦП:

  • Массаж. Он обязательно назначается для малышей, у которых имеется детский церебральный паралич. Мануальный и точечный метод должен выполняться специалистом. Важно правильно выполнять все действия, чтобы значительно улучшить состояние пациента.
  • Лечебная физкультура. Она требуется для того, чтобы ребёнок поддерживал двигательную активность и учился управлять своим телом. При этом конкретные упражнения подбираются индивидуально для человека.
  • Использование аппаратных тренажеров и специальных приспособлений. С их помощью будет значительно проще улучшить состояние ребёнка.
  • Психологические адаптационные занятия. Она обязательно потребуется для больных малышей, потому как им важно смириться с вынужденным состоянием.
  • Логопедические упражнения. Малышу обязательно нужно заниматься с логопедом, а также выполнять техники артикуляционного логомассажа. Это позволит научиться лучше произносить звуки и слова.

Безусловно, для каждого малыша индивидуально определяется реабилитация при ДЦП. При выборе конкретного метода важно будет отталкиваться от того, помогает ли он ребёнку. Многие методики практикуются в специализированных центрах реабилитации. При этом некоторые способы можно использовать в домашних условиях, если родители хотят самостоятельно заниматься несовершеннолетним.

Важно понимать, что именно опытный специалист поможет более качественно пройти процесс восстановления, потому как он знает важные нюансы процедур и сможет корректировать подобранный комплекс.

Аппаратная реабилитация

Это один из главных методов восстановления, при котором применяется специализированное оборудование. Оно разработано специально для лечения детского паралича. При этом важно будет в зависимости от состояния ребёнка подбирать подходящие приспособления.

К основным элементам оборудования можно отнести следующие предметы:

  • Тренажёры. Например, применяются велотренажёры и устройство Гросса.
  • Ходунки и  вертикализатор. Они помогают детям научиться лучше двигаться и контролировать своё тело.
  • Виброплатформа.
  • Ортопедические предметы. В данную группу можно отнести различные вещи от обуви до специальных устройств, предназначенных для сидения.
  • Лесенки.
  • Гимнастические мячи. Они используются при занятиях лечебной гимнастикой.

Важно использовать специальные аппараты по той причине, что они предотвращают возникновение травм у малышей. Все объекты специально приспособлены под больных пациентов. При этом врачи должны сами решать, какие именно устройства окажутся полезными для конкретного ребёнка.

Крайне важно не допускать спастичности мышц, потому как это негативно влияет на состояние организма. Человек должен заниматься на виброплатформе, чтобы предотвратить нежелательное состояние. Также с её помощью удастся нарастить мышечную массу и улучшить координацию движений.

Помимо этого, дети часто используют специальные костюмы, которые будут воздействовать на ту или иную мышцу. Они также будут стимулировать мозговую деятельность, и выступать своего рода будильником для клеток, находящихся в спящем состоянии.

Специальные устройства потребуются даже в повседневной жизни, потому как с их помощью удастся облегчить участь малыша. Например, используются кресла-туалеты, инвалидные коляски и особые удерживающие устройства.

Некоторым детям рекомендована скандинавская ходьба, которая выполняется с использованием специальных палок. Этот вид упражнений будет развивать мышцы плечевого пояса, потому как пациенту придётся активно двигаться. Естественно, для выполнения подобного упражнения ребёнку нужна будет поддержка и помощь.

Бобат-терапия

Данная методика реабилитации детей с ДЦП используется для того, чтобы воздействовать на мозг малыша при помощи различных тактильных, сенсорных и других раздражителей. При этом будут применяться разные классические подходы. В частности человеку придётся пройти все стадии развития, например, переворачивание и вставание.

Потребуется использовать все специальные позы и положения тела. Понадобится подавлять ненужные движения, а также ребёнок должен стараться выполнять более качественно упражнения. Малышу обязательно нужно будет работать в команде, то есть, вместе со своей семьёй.

При этом один из основных принципов терапии – не причинять малышу боль и дискомфорт.

Метод Козявкина и Войта

С помощью метода Козявкина тоже выполняется реабилитация детей с ДЦП. Данная методика подразумевает применение мануальной терапии для того, чтобы корректировать позвоночник. Также потребуется электростимуляция мышц, различные гимнастические упражнения, тренажёры. Также используются особые костюмы, к примеру, спираль, чтобы упростить лечение для человека.

Методика Войта лучше всего использовать для детей, которым ещё не исполнился год. Он подразумевает применение комплекса упражнений, направленных на ползание и переворачивание.

Комплекс выполняется родителями пациента, при этом людям понадобится особая подготовка. Взрослые обязательно должны точно знать, как именно выполняется то или иное упражнение.

Важно проконсультироваться со специалистами, чтобы освоить данную технику реабилитации.

Иппотерапия и дельфинотерапия

Иппотерапия – это ещё один способ реабилитационного мероприятия, при которой ребёнка будут знакомить с лошадью. Больному малышу важно проводить время с животными, чтобы у него улучшалось настроение, а также происходила адаптация. В данной ситуации ребёнка будут учить езде верхом.

Данный метод полезен тем, что будет происходить рефлекторного сокращения мышц больного. В частности, человек, находясь на лошади, будет неосознанно сжимать ноги, пытаясь обхватить туловище животного. Помимо этого, во время езды на лошади начинают работать другие мышцы.

Отдельно стоит отметить, что лошадь во время движения будет отдавать своё тепло и выполнять массажный эффект. Помимо этого, она массирует ноги пациента и таз.

Если нет возможности обучаться верховой езде на ипподроме, тогда рекомендуется использовать специальный тренажёр. Он хоть и не заменит то тепло, которое отдаёт лошадь, но при этом остальные функции выполняет.

Естественно, по возможности стоит всё-таки постараться записаться на верховую езду. Потому как ребёнка важно общаться с животным, это будет положительно сказываться на состоянии здоровья.

Следует отметить, что дельфинотерапия даёт положительные результаты, более того, она уменьшает замкнутость и помогает ребёнку найти общий язык со сверстниками.

При этом прямой контакт с дельфином крайне приятен и полезен. Общение с живым существом будет положительно воздействовать на психическое состояние пациента.

При этом несовершеннолетний будет развивать свой интеллект, и улучшать речь.

Более того, во время процедуры тело ребёнка будет расслабляться. Благодаря этому наступит своего рода умиротворение. Дельфины, которые принимают участие в процедуре, специально обучены для взаимодействия с детьми.

Они не проявляют агрессию, но при этом всё занятие проходит под наблюдением доктора, а также с участием специалиста, который отвечает за живое существо. Все процедуры приятно проходят для больных детей и не приводят к возникновению негативных последствий.

Естественно, прежде чем выполнять дельфинотерапию, обязательно нужно посоветоваться с врачом по поводу данной методики лечения.

Правильным решением будет посещать специальный реабилитационный центр. Там работают специалисты, которые знают, как помочь детям с церебральным параличом. При этом родители и в домашних условиях должны позаботиться о том, чтобы улучшить самочувствие ребёнка. Только в такой ситуации удастся добиться положительного результата и значительно повысить качество жизни ребёнка.

Источник: //nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/dtsp/reabilitatsiya-detej.html

Реабилитация при ДЦП: программы для лечения

Войта-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)

Эффективная реабилитация, восстановление детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП) – это целый комплекс процедур и мероприятий, направленных на физическое развитие и социальную адаптацию. Для пациентов с ДЦП предусмотрены физиопроцедуры, методики, включающие средства технической реабилитации.

Точные причины развития детского церебрального паралича не установлены. Согласно клиническим исследованиям, выделяют два вида факторов болезни: внутриутробные и послеродовые. Среди предполагаемых причин ДЦП выделяют:

  • тяжелое течение беременности;
  • наличие вредных привычек у матери;
  • наследственную предрасположенность;
  • осложненные роды;
  • асфиксию плода;
  • хронические заболевания у матери;
  • недоношенность с малым весом (менее 1 кг);
  • скрытые инфекционные очаги в организме матери;
  • травмы;
  • отравление матери токсическими веществами;
  • многоплодную беременность (двойня, тройня).

Реабилитация детей с ДЦП, прежде всего, зависит от фазы патологии, тяжести течения заболевания и возраста ребенка. В клинической практике выделяют несколько фаз течения болезни:

  1. Раннюю. Первые признаки ДЦП проявляются до 5 месяцев и включают в себя значительную задержку психического и физического развития, но с сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальную (до 3 лет). Наблюдается задержка речевого развития, отмечают выраженный гипертонус мышц. Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Позднюю (старше трех лет). Патология проявляется укорочением одной конечности, нарушениями слуха, глотания, зрения, судорогами, нарушениями дефекации и мочеиспускания.

Проявления клинических симптомов детского церебрального паралича могут быть ярко выраженными или стертыми. Выраженность симптомов заболевания зависит от степени поражения центральной нервной системы. О наличии ДЦП сигнализируют следующие признаки:

  • неестественные движения ребенка;
  • судороги;
  • гипотонус или гипертонус мышц конечностей;
  • в 1,5 месяца ребенок самостоятельно не держит голову;
  • отсутствие реакции на громкий звук в 4 месяца;
  • в 1,5 года ребенок не ходит;
  • косоглазие.

После постановки диагноза ДЦП физическую реабилитацию необходимо начать как можно раньше.

Согласно статистическим исследованиям комплексные методики восстановления дают лучшие результаты у детей в возрасте до трех лет.

Физическая реабилитация при ДЦП необходима для предотвращения атрофических изменений в мышцах, правильного развития опорно-двигательного аппарата. Применяют массаж, гимнастику, упражнения на специальных тренажерах.

Специалисты рекомендуют ребенку с детским церебральным параличом любые виды физической активности (при отсутствии противопоказаний): длительные прогулки, плавание, активные игры с другими детьми, животными. В некоторых случаях необходим контроль медицинского персонала для правильного развития физической формы, формирования двигательных стереотипов.

Социальная

С возрастом необходимо уделять достаточное внимание социальной адаптации ребенка. Прежде всего, специалисты формируют основные навыки самообслуживания (гигиены, передвижения и др.), самостоятельности, интеллектуальное развитие, осуществляют подготовку к обучению в коллективе. Социальная реабилитация осуществляется при помощи психологов, логопедов, педагогов и преследует следующие цели:

  • расширение словарного запаса;
  • развитие мышления, памяти;
  • формирование культуры;
  • расширение кругозора;
  • формирование навыков личной гигиены.

Дети с церебральным параличом могут обучаться на дому, в специализированных интернатах или экспериментальных классах. Выбор зависит от возраста ребенка и степени тяжести болезни.

При легком течении заболевания и сохраненных базовых навыках общения, самообслуживания родителям рекомендуют остановить выбор на интернате.

Если ребенок самостоятельно не передвигается, не имеет навыков гигиены, то необходимо индивидуальное обучение на дому.

В дальнейшем, при должном объеме проведенной реабилитации, возможна успешная трудовая деятельность. Пациенты с ДЦП успешно проходят обучение в техникумах и институтах, осваивают профессии умственного труда (бухгалтеры, педагоги, переводчики, архитекторы, консультанты, финансисты, программисты и др.). При утрате возможности передвижения, многие работают на дому.

Методики лечения ДЦП

Главной задачей программ индивидуального физического и социального восстановления является постепенное развитие навыков, умений, адаптация в обществе. Лечение постепенно корректирует двигательные, речевые, умственные дефекты. Методики и средства реабилитации для детей с ДЦП включают в себя:

  • терапию водными процедурами;
  • лечение животными (ПЭТ-терапию);
  • использование тренажеров, ортопедических аппаратов;
  • лечебный массаж;
  • медикаментозное лечение;
  • терапию Войта;
  • Бобат-терапию;
  • социальную педагогику;
  • арт-терапию;
  • методику Пето;
  • санаторно-курортное лечение;
  • остеопатию;
  • мануальную терапию;
  • электрорефлексотерапию.

Реабилитация по методу Козявкина направлена на установление нового функционального состояния организма пациента, которое помогает освоить больному необходимые двигательные навыки и осуществить моторно-психическое развитие. В основе методики восстановления – комплексный подход, который включает в себя:

  • мобилизацию суставов с целью улучшения их подвижности;
  • рефлексотерапию при помощи электростимуляции;
  • мобилизирующую гимнастику для освоения новых движений;
  • массаж;
  • механотерапию;
  • апитерапию;
  • ритмическую гимнастику;
  • занятия в костюме биомеханическом костюме Спираль для коррекции движений.

Метод Войта

Для каждого пациента по методике реабилитации Войта специалистами разрабатывается индивидуальный комплекс физических упражнений для проработки рефлексов с дальнейшей корректировкой.

Особенностью такого восстановления является необходимость частых ежедневных занятий (3–4 раза в день), поэтому родителей малыша обучают всем основным навыкам проведения реабилитации.

Восстановление детей с ДЦП по Войту, как правило, начинают с новорожденного возраста.

В процессе процедуры ребенок находится в положении лежа на боку или животе, врач-реабилитолог оказывает давление на определенные области тела.

Такое воздействие приводит к рефлекторному ползанию и переворачиванию.

При этом происходит ритмичная, координированная, постепенная активация и укрепление всех групп скелетной мускулатуры, а также реагирование всех уровней центральной нервной системы.

Аквареабилитация

Водолечение или аквареабилитация для детей с ДЦП – один из самых доступных методов физиотерапии. Широко применяют лечение как пресной, так и морской водой, души, подводную гимнастику активные игры в воде. Акватерапия помогает пациенту развить координацию, ритмичность, удерживать равновесие, снять мышечную боль. Водолечение применяют, начиная с первых месяцев жизни ребенка.

Дельфинотерапия

В основе методики – общение пациента с дельфином. Такая терапия благоприятно воздействует на психику и эмоциональное состояние ребенка.

Общение с дельфином – сильный сенсорный стимул, который заставляет нервные структуры активно работать, что способствует развитию зрительных, речевых, двигательных функций и интеллектуальному развитию.

Кроме того, дельфинотерапия сопровождается гидромассажем. Занятия проводятся при участии врача, тренера и родителей.

Метод динамической проприцептивной коррекции

Процедура заключается в коррекции движений при помощи устройства «Гравитон», которое представляет собой систему эластичных тяг. В этом устройстве пациент должен заниматься лечебной гимнастикой и физкультурой.

Метод помогает развить мышечную память. Комплекс упражнений разрабатывается индивидуально. Длительность терапии составляет около трех недель.

Среди противопоказаний отмечают шизофрению, пороки сердца, хроническую гипертензию.

Иппотерапия

Методика представляет собой лечение при помощи лошадей. Пациентов знакомят с животными, обучают верховой езде.

Во время занятий ребенок пытается занять самую удобную и устойчивую позицию: плотно сжимает ноги, старается ровно держать спину, что способствует укреплению нескольких групп мышц, формированию рефлексов и новых движений.

Кроме того, лечебным фактором иппотерапии является тепловое воздействие на ноги, область таза. Противопоказаниями к занятиям являются остеомиелит, гемофилия, опущение почек.

Бальнеотерапия

Лечение водными ванными или бальнеотерапия помогает снять мышечное напряжение, что способствует увеличению объема движений пациента, уменьшает выраженность гипертонуса. Для проведения процедур применяют радоновые, хвойные, жемчужные, морские, скипидарные, кислородные ванны, гидромассаж. В бассейне разрабатывают движения суставов, вытяжение позвоночника.

На территории России существуют специальные лечебные учреждения, реабилитационные центры для детей, страдающих детским церебральным параличом.

Такие медицинские организации предоставляют возможность проконсультироваться с врачами, которые специализируются на лечении ДЦП. Реабилитационный центр для детей с ДЦП.

позволяет провести множество процедур для физического восстановления. В России организованы следующие медицинские учреждения:

  1. Научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско), расположен в Москве на ул. Зеленый проспект, д. 42А. Этот центр реабилитации детей с ДЦП осуществляет комплексную программу диагностики и восстановления, которая включает в себя лечебную гимнастику, плавание, занятия на специальных тренажерах, развивающих координацию и физическую силу. Цена за первый прием составляет около 1700 рублей, 10 занятий по 45–50 минут – 30 тыс. р.
  2. Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им Р.Р. Вредена. Медицинский центр предоставляет пациентам комплексную диагностику, лечение, оперативное вмешательство. Расположен институт в Санкт-Петербурге, ул. Академика Байкова, д.8.
  3. Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов ДЦП. Специалисты медицинского центра применяют самые современные разработки в области методик физического, психологического и социального восстановления. В организации работают логопеды, психологи, массажисты, педагоги и др. Центр занимается детьми в возрасте старше трех лет. Учреждение находится в Москве по адресу ул. Новомарьинская, д.3.

Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Источник: //sovets.net/18998-reabilitaciya-pri-dcp.html

Реабилитация при ДЦП — ДЦП Энциклопедия

Войта-терапия при реабилитации детей с ДЦП (детский церебральный паралич)
Козявкина, Копылова. Методики ДоманаВойта-терапия

До недавнего времени такие дети считались просто медлительными, неуклюжими и неповоротливыми. Это зачастую приводило к недооценке проблемы и отсутствию адекватного лечения.

В результате у ребенка мог развиться целый ряд поведенческих нарушений, связанных с фрустрацией, из-за невозможности заставить свое тело выполнять необходимые движения в нужном темпе.

В настоящее время принято считать, что у таких детей имеются определенные нарушения высшей нервной деятельности (при полном или частичном отсутствии отклонений со стороны нервной системы, мышечно-двигательной функции или рефлексов), приводящие к снижению способности рассчитывать и выполнять целенаправленные движения. Какой-либо связи между ДЦП и снижением умственных способностей не существует.

Долговременное лечение

Своевременное выявление признаков ДЦП у ребенка и их коррекция крайне важны. Однако не менее важно не прекращать назначенное лечение в течение всего периода обучения в школе, а по возможности и дольше.

Отчасти это связано с тем, что по мере роста возникает необходимость в освоении более сложных навыков, требующих более высокого уровня координации движений. Кроме того, часто наблюдается тенденция к возвращению старых проблем и появлению новых во время и после очередного скачка роста.

ДЦП может проявляться целым рядом различных симптомов в зависимости от ее формы и степени тяжести:

• неловкость движений, неуклюжесть;

• снижение концентрации внимания – ребенок может быстро забывать только что услышанное;

• неусидчивость;

• неловкость в еде – ребенок держит ложку или вилку в кулаке;

• нелюбовь к рисованию и раскрашиванию;

• неумение ловить мяч или бить по нему ногой;

• отсутствие интереса к играм с другими детьми;

• неумение прыгать на одной или двух ногах или перескакивать препятствие;

• в грудном возрасте – неумение ползать (ребенок передвигается, скользя на животе);

• ребенок неаккуратен, часто теряет свои вещи;

• ребенок подолгу одевается, не умеет завязать шнурки или застегнуть пуговицы;

• постоянно наталкивается на предметы, опрокидывает вещи.

Для подбора оптимального лечения необходимо уточнить характер имеющихся нарушений. С этой целью применяется ряд специальных тестов, позволяющих оценить физические способности ребенка.

Нормы развития

Развитие определенных навыков у детей происходит в приблизительно одинаковом порядке и в примерно одинаковые сроки. Переход к освоению очередных навыков в определенной мере зависит от овладения предыдущими.

Например, первыми движениями ребенка становятся перевороты с живота на спину и обратно; несколько позже он начинает сидеть, ползать, затем – вставать на колени и, наконец, стоять. Научившись стоять, он делает первые шаги. Умение ходить дает толчок к развитию новых навыков – ребенок учится бегать, прыгать на одной и двух ногах, перескакивать препятствия.

В процессе развития этих умений ребенок достигает достаточного контроля над движениями конечностей, что позволяет ему освоить более сложные навыки – например, бросать и ловить предметы, рисовать мелками или есть ложкой.

Недостижение или «выпадение» какой-либо из перечисленных выше стадий физического развития значительно затрудняет усвоение и закрепление более сложных навыков, составляющих неотъемлемую часть взросления. Именно поэтому так важно своевременное выявление ДЦП. Врач-реабилитолог проводит серию тестов, позволяющих оценить:

• состояние мышечной системы – дети с ДЦП плохо справляются с выполнением некоторых движений, что часто приводит к недостаточной нагрузке мышц и их ослаблению.

При оценке используются тесты на мышечную силу; особое внимание обращается на состояние мышц плечевого и тазового пояса, а также тонических (позных) мышц.

Движения, выполняемые этими мышцами, составляют основу всех других движений, например балансирования при удержании равновесия;

• состояние суставов – у некоторых детей с ДЦП наблюдается «разболтанность» суставов – чрезмерный объем пассивных движений, что приводит к снижению контроля над ними. Это сопровождается нарушением способности к выполнению точных действий, например при письме;

• равновесие – реабилитолог оценивает способность ребенка сохранять равновесие при выполнении соответствующих его возрасту двигательных задач (например, балансирование на одной ноге или медленная ходьба по наклонной гимнастической скамье). Отмечаются лишние движения, помогающие ребенку удерживать равновесие (например, размахивание руками);

• координацию движений – для оценки зрительной координации движений рук и ног используются игры с мячом. У детей младшего возраста они могут быть заменены игрой на вкладывание предметов различной формы в подходящие по размеру и форме отверстия;

• функцию межполушарного взаимодействия – многие дети с ДЦП «пропускают» стадию ползания, передвигаясь путем скольжения на животе.

Однако ползание стимулирует способность мозга к передаче информации от одного полушария к другому, что играет важную роль, например, в координированных движениях обеими руками или ногами.

Способность к выполнению таких действий необходима для многих видов физической активности. Реабилитолог оценивает естественность движений рук по отношению к срединной линии тела при «рисовании» фигур в воздухе;

• способность к выполнению указаний – врач проверяет способность ребенка понимать и выполнять простые словесные инструкции (оценивается, требуются ли при этом повторные разъяснения или наглядная демонстрация выполняемых действий).

Выбор методов физической реабилитации зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Лечение построено на упражнениях и играх, мотивирующих его в полной мере использовать свои физические возможности.

Такая тренировка составляет основу разносторонней работы с ребенком, при необходимости, включающей помощь эрготерапевта, логопеда, поддержку со стороны родителей, педагогов и медработников. Цель лечения – повышение самооценки маленького пациента через выполнение несложных задач перед переходом к отработке более сложных навыков.

Этот подход основывается на гипотезе, согласно которой физическая активность способствует улучшению функции существующих проводящих путей в головном мозге и образованию новых. Обычно ребенок посещает кабинет физической реабилитации 1 -2 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. При этом он должен ежедневно заниматься по рекомендованной программе дома.

Занятия продолжаются и после окончания посещений реабилитолога. Контроль за успехами ребенка возлагается на родителей. При ухудшении состояния или недостаточном эффекте рекомендуется новый цикл реабилитационной терапии.

Общие подходы к лечению

В лечении ДЦП действует ряд общих методологических подходов.

• Плавание

Плавание рекомендуется всем детям с ДЦП. Оно способствует укреплению мышц. Движения в воде замедленны, что дает ребенку запас времени для расчета действий. Способность к сохранению равновесия в воде менее важна, поэтому он может заниматься на равных со сверстниками, что способствует повышению его самооценки.

• Поэтапность развития

После освоения очередного навыка занятия концентрируются на достижении следующего.

Например, вначале ребенок учится перекатываться на мате, расстеленном на полу, затем – скатываться с небольшого уклона, после этого – перекатываться с большим мячом, далее – выполнять движения руками в положении лежа на животе.

Затем ребенок учится сидеть неподвижно, с опорой ног на скамейку, например, занимаясь рисованием (с постепенным увеличением времени занятий).

• Тренировка функции межполушарного взаимодействия

Особое внимание уделяется улучшению функций межполушарного взаимодействия. Упражнения данной группы включают проползание сквозь трубу, ломание по шведской стенке с перехлестом рук, упражнение, при котором ребенок передвигается на четвереньках, дуя на катящийся перед ним теннисный шарик, ходьба с попеременным подниманием разноименных руки и ноги.

• Тренировка равновесия

По мере улучшения функции межполушарного взаимодействия переходят к работе над координацией движений и равновесием. Начинают с попыток удерживаться в положении стоя на двух ногах на «качающейся доске» с широким основанием, затем – на одной ноге. После этого переходят к медленной ходьбе.

Коррекция двигательных проблем, связанных с ДЦП, основана на использовании специальных упражнений. При этом для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечения.

Упражнения на равновесие, координацию движений и ориентацию в пространстве направлены в основном на улучшение общей моторики. Для коррекции нарушений мелкой моторики используются методы эрготерапии.

К физическим методам лечения ДЦП относят

• упражнения на равновесие – медленная ходьба по наклонной гимнастической скамье; балансирование на одной ноге на «качающейся доске»; ловля мяча или тканевых мешочков, заполненных пластиковыми шариками, стоя на «качающейся доске»; прыжки через скакалку; игра в «классы» или чехарду;

• упражнения на координацию движений – упражнения со скакалкой; «рисование восьмерок» в воздухе руками; упражнения в позе «сидя по-турецки»; ползание; упражнение «тачка» (ходьба на руках с поддержкой за ноги); плавание; игры с мячом и ракеткой; игра в «классы» или в чехарду; прыжки «звездой»;

• упражнения на ориентацию в пространстве – использование «туннелей», игра с большим мячом на мате; ловля мячей различных размеров или мячей с шипами;

• упражнения на развитие мелкой моторики – собирание палочек; мозаика; игра в «блошки».

Источник: //sites.google.com/site/dcpizlecim/metody-terapii

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.